Какие объекты наиболее привлекательны для рейдера?

3. Говоря о поглощении предприятий, часто употребляются прилагательные "недружественные" либо "враждебные". Как вы понимаете эти словосочетания: как однотипные или же между этими понятиями есть какие-то различия?

Как вы считаете, в чем должна заключаться государственная поддержка хозяйствующих субъектов в части защиты от враждебных захватов?

В чем вы видите угрозу экономической безопасности фирмы или компании, если она не занимается, например, исследованием рынка и конкурентной среды?

В чем заключается экономическая эффективность добровольного слияния хозяйствующих субъектов?

Кому в первую очередь наносят огромный вред силовые захваты предприятий и почему?

КЕЙС № 7

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНО IPO

Область применения:

Предлагаемая к рассмотрению история требует высокого уровня подготовки слушателей. Данный мини-кейс может быть использован в качестве иллюстративного материала при проведении семинарских занятий на следующих дисциплинах:

– финансовые рынки и инструменты;

– финансовый менеджмент;

– финансы организаций (предприятий).

Цели изучения ситуации

В последние годы в России наблюдается настоящий бум IPO. Данный кейс должен продемонстрировать студентам причины этого бума и основные факторы, объясняющие выбор компанией формы привлечения капитала.

Рекомендации по ходу проведения занятия

При работе над мини-кейсом преподаватель может использовать данные с веб-сайта одной из компаний, которые уже провели IPO, а также использовать материалы бирж, на которых проводили размещение российские эмитенты.

Первая проблема, с которой столкнулся Александр Конюхов, когда занял в 2005 г. пост гендиректора компании "Рус-полимет" в городе Кулебаки Нижегородской области, - нехватка средств на развитие. Основная продукция кулебакского завода - кольцевые заготовки для авиационных двигателей - пользуется спросом, и предприятие в общем не бедствует. По итогам 2006 г. было 320 млн. руб. чистой прибыли при 3 млрд. руб. выручки. В числе покупателей продукции значатся Pratt & Whitney, Honeywell и General Electric, но пока они приносят всего 5% продаж. Чтобы нарастить экспорт, Конюхову нужно модернизировать производство. Для этого нужно найти 1,1 млрд руб. на три года.

Глава "Русполимета" решил привлечь дешевые средства на бирже - как водится, на одной из самых престижных, Лондонской фондовой (LSE). Для этого компании необходимо было пройти международный аудит, получив на отчетности подпись авторитетных для LSE специалистов. Конюхов рассказывает, что он обратился в одну из аудиторских фирм "большой четверки" (Deloitte, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers), однако получил отказ: компания перегружена контрактами с более крупными эмитентами. "В России сейчас все сходят с ума по IPO и физически не хватает аудиторов", - жалуется Конюхов. Осознав, что LSE ему не видать, глава кулебакской компании теперь собирается размещаться в Москве, хотя не прочь попытать счастья и во Франкфурте. Но почему не в Стокгольме или, к примеру, Варшаве?



IPO (initial public offering) - первичное публичное размещение акций. Некоторые российские компании проводят IPO, несмотря на то что их акции уже обращаются на российских биржах. Классическое IPO предусматривает выход компании на биржу с новой эмиссией, отмечает партнер юридической компании Latham & Watkins Анна Голдин. Вместе с тем она допускает, что IPO можно назвать и продажу акционерами на бирже своих долей, если средства от нее поступают в компанию. Аналитик инвестбанка "Траст" Алексей Захаров убежден, что IPO можно называть только самое первое размещение акций компании на бирже. Однако LSE на своем сайте уверяет, что, если компании уже прошли листинг на внутреннем рынке, они могут провести "двойной первичный" листинг в Лондоне.

Как это делается

Публичное размещение акций дает компании целый ряд выгод: деньги от продажи, рост капитализации, возможность дешевых заимствований в будущем. Плюс прочную деловую репутацию. Но для того, чтобы размещение прошло успешно, компания должна проделать огромную работу.

Чтобы предложить свои акции широкому кругу инвесторов, компания должна обрести понятную им структуру. К примеру, задолго до размещения в Лондоне Evraz Group провела консолидацию активов: на баланс головной компании кроме трех меткомбинатов были переведены акции Качканарского и Высокогорского ГОКов, а также доли в шахте Распадской, Новороссийском морском торговом порте и "Евразруде". В результате годовая выручка группы увеличилась почти в шесть раз, а чистая прибыль - почти в пять. АФК "Система", готовившая к размещению свою "дочку" "Комстар", продала 11% ее акций Deutsche Bank: перед выходом на западную биржу компания должна пройти листинг в России, а по российским законам это невозможно, если группа аффилированных лиц владеет более чем 90% акций (у "Комстара" как раз так и было).

Для размещения акций на Западе компания должна представлять аудированную отчетность по международным стандартам хотя бы в течение трех лет, говорит управляющий директор "Тройки Диалог" Дмитрий Кушаев.

К российским компаниям, выходящим на иностранные биржи, не предъявляются жесткие требования по наличию независимых директоров, рассказывает руководитель департамента рынков капитала АФК "Система" Андрей Близнюк. Но многие из них, по его словам, "ориентируются на лучшую мировую практику". Так, в совет "Мечела" входят советник британского премьера по вопросам инвестиций в Россию Эндрю Вуд, председатель совета директоров британской WaveCrest, экс-глава миссии IFC в России Роджер Гейл и топ-менеджер Joy Mining Machinery UK Артур Дэвид Джонсон. А в совет директоров Росбанка, который собирается провести IPO в 2007 г., призваны экс-руководитель российской "дочки" Citigroup Алан Херст и экс-глава представительства МВФ в России Мартин Гилман.

Формально низкая капитализация не может стать препятствием для выхода на биржу. Но расходы на организацию размещения делают невыгодной продажу дешевого пакета. Директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев считает, что объем пакетов должен начинаться от $100 млн. в России и примерно от $250 млн - за рубежом. Это значит, что капитализация компании должна быть солидной.

Желательно, чтобы у компании уже была публичная история, которая формируется за счет выпуска векселей, облигаций, кредитных нот, еврооблигаций и т. д.

Размещение

Продать акции компании помогает инвестиционный банк, который называют лид-менеджером (lead manager) или ведущим организатором (его, как правило, выбирают на тендере). Лид-менеджер составляет информационный меморандум для инвесторов. В нем подробно описываются сама компания, ее положение на рынке, владельцы, другой бизнес владельцев, перспективы, а также все риски, с которыми могут столкнуться приобретатели акций. Это своего рода визитная карточка компании, которую лид-менеджер представляет на встречах с потенциальными покупателями. Такие встречи называются road show.

Лид-менеджер может подключать к работе другие инвестбанки, которые называют андеррайтерами (underwriter). Все вместе они образуют синдикат менеджеров размещения. Наибольшее количество - шесть - андеррайтеров в прошлом году было при размещении "Системы".

Заявки от покупателей собираются в специальную книгу. Ее ведет букранер (book runner). Им может быть как сам лид-менеджер, так и специально приглашенная фирма. Инвесторы, сделавшие лучшие заявки, получают акции.

После размещения лид-менеджер, как правило, стабилизирует курс бумаг около месяца. Он получает опцион на покупку у эмитента дополнительного пакета бумаг по фиксированной цене и пользуется им в случае резкого изменения котировок. Тогда вброс акций или, напротив, их вывод с рынка способны "успокоить ситуацию", поясняет Кушаев. В первом случае это дает инвестбанку дополнительный заработок. Например, один из организаторов размещения "Новатэка" выкупил через неделю после размещения 1,73% акций компании. Если бы он их сразу продал, то заработал бы более $14 млн., подсчитали тогда аналитики. А организаторы размещения Amtel Vredestein не воспользовались опционом на покупку 4,1% его акций - этот пакет один из них, UBS, приобрел на рынке, чтобы поддержать котировки шинного холдинга.

О стоимости своих услуг инвестбанкиры предпочитают не распространяться. Эксперты оценивают ее в среднем в 3% от суммы размещения. Остальные расходы эмитента (прохождение листинга, услуги юристов, аудиторов и т. д.), по оценке Андреева из МДМ-банка, составляют $0,6-1,5 млн. в России и $1,5-2,5 млн. на западных площадках.

Например, в документах "Роснефти" указано, что организаторы IPO объемом $10,6 млрд. заработали $138 млн. (1,3%). За IPO "Ситроникса" объемом $402 млн., прошедшее в марте 2006 г., банки-организаторы получили, по данным самой компании, $14 млн. (3,5% от объема размещения).

При этом инвестиционный банк, являющийся лид-менеджером, зачастую определяет место для проведения IPO. Считается, что лид-менеджеры могут настаивать на размещении на определенной бирже, руководствуясь уже имеющимся опытом успешных проектов, и игнорировать дру­гие площадки из-за их потенциальной "непредсказуемости".




6853222305814955.html
6853262869253392.html
    PR.RU™