Абсолютизм, автокефалия, патриарх, раскол, иосифляне, нестяжатели, староверы, старообрядцы, догмат, канон, обряд, Синод, Духовный регламент

Обязательная литература

1. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. –Глава 5. С. 87; Глава 6. С. 98-99 (Церковная реформа), С. 102, 106-107; Глава 8. С. 127-129; Глава 10. С. 167.

2. Церковный раскол XVII века [Электронный ресурс] Историк: общественно-политический журнал // режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/platonov/plats004.htm#gl1http://www.historicus.ru/raskol

Дополнительная литература

1. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. - Л., 1991. – Гл. 6, 10.

2. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х тт. – М., 1993. – Т.1. – С.394-415, 451-459.

3. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М., 1984. – С. 187-200, 284-287.

4. Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1985.

5. Религия и церковь в истории России /Под ред. Сахарова А.М. - М., 1975.

6. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. - Новосибирск, 1991. – Гл.2.

7. Бачинин В. А. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский // Вопросы истории. 2008. – № 10.

8. Клеандрова В.М. Из истории взаимоотношений государства и церкви в России [Электронный ресурс] / режим доступа: http://religio.rags.ru/journal/anthology3/a3_1.pdf

9. Монастыри в 14-16 веках [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.librero.ru/article/myth/re/rumonach/monactyri_v_1416_vekah.htm

10. Рыбаков С.В. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций. Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург// [Электронный ресурс ] / режим доступа:

http://his95.narod.ru/lec8_7.htm

Методические указания по подготовке:

Прочитайте текст учебника М.Н. Зуева «История России». Найдите ответы на вопросы семинарского занятия.

При подготовке ответана первый вопрос необходимо помнить, что Русская православная церковь как организация всегда выступала поборницей государственного единства. В период феодальной раздробленности она являлась единственной хранительницей идеи общности, выступая с общенациональных позиций. Собирание земель вокруг Москвы соответствовало политическим идеалам церкви. К концу XV в. границы Московской митрополии совпадали с границами Московского государства.

В конце XV-первой половине XVI вв. взаимоотношения церкви и государства осложнились. К этому времени Русская православная церковь приобрела независимость от Византийского патриархата, а в XVI веке стала автокефальнойи организационно. С какими событиями это связано? Вместе с обретением независимости церковью Россия стала единственной независимой православной страной. Важным элементом формирующегося национального самосознания стали идеи о Москве как о новом центре вселенского православия, о третьем Риме. Определите, как повлиял факт обретения церковью независимости на взаимоотношения церкви и государства?



Церковь в XV-XVI вв. превратилась в крупного феодала.Покажите источники формирования земельных владений и доходов церкви. Почему расширение монастырского и церковного землевладения противоречило интересам государства? Подумайте, какие последствия (экономические, социальные, нравственные) имело накопление церковью богатства? Связано ли падение престижа церкви с накоплением ею богатств?

В конце XV века развернулся спор между представителями двух группировок в русской православной церкви – иосифлянами и нестяжателями – по вопросам церковного землевладения, положения церкви в государстве и путях повышения престижа духовенства. Кого в споре поддерживало государство и почему? Выясните причину победы иосифлян в споре. Какие последствия имела эта победа? Ликвидировала ли победа иосифлян противоречия во взаимоотношениях церкви и государства?

Второй вопрос:церковная реформа явилась центральным событием XVII века.

Определите:

– предпосылки и причины церковной реформы;

– почему в церковной реформе были заинтересованы и церковь, и государство?

Сформулируйте цели и задачи, которые ставили перед собой церковь и государство в церковной реформе. Раскройте содержание реформы. Определить, что стояло за спором Никона и Аввакума вам предстоит из докладов, заслушанных на семинаре. Обратите внимание на то, что реформа не затрагивала догматы и каноны русской православной церкви, однако, сторонники Аввакума обвиняли реформаторов в измене вере. Что стоит за этими обвинениями? Почему в изменении обрядов русское общество видело изменение веры? Для ответа на этот вопрос Вам необходимо вспомнить характерные черты средневекового менталитета, отождествлявшегосимвол и явление.

Подведите итоги реформы. Назовите причины раскола и дайте его определение. Характеристику взаимоотношений староверов (старообрядцев) и государства вам будет необходимо взять из доклада на семинаре.



В третьем вопросевам будет необходимо определить, как изменилось положение Русской православной церкви в период утверждения абсолютизма в России. Для выяснения места церкви в государстве XVIII века необходимо охарактеризовать церковную реформу Петра I.

Тема 6. Петр I: личность и реформы.

Вопросы:

1. Значимые черты личности Петра как государственного деятеля и обстоятельства, повлиявшие на его формирование.

2. Социально-политические идеи и представления о государстве, царе, народе, обусловившие содержание преобразовательной деятельности.

3. Важнейшие направления реформ, их причины и суть.

4. Критерии оценки результатов и последствий реформ (предварительно определить значение понятия «критерии»).

5. Итоги и последствия преобразований для дальнейшего развития страны.

термины и понятия: камерализм, протекционизм, меркантилизм, рекруты, подушная подать, «приписные» крестьяне, губерния, дистрикт, Сенат, коллегия, полицейское государство, Табель о рангах, ассамблея, секуляризация.

Обязательная литература

1. Анисимов Е.В. Петр I: Личность и реформы / Е.В. Анисимов. / СПб.: Питер. – 2009.

Методические указания по подготовке:

Обсуждение темы семинара организуется на основе изучения работы Е.В. Анисимова «Петр I: Личность и реформы», которая является одним из наиболее глубоких и разносторонних исследований петровской эпохи. Выдержки из данной работы даются в приложении к плану занятия.

Прочитайте текст, найдите в нем ответы на поставленные вопросы. Наличие текста в виде конспекта или распечатки фрагментов обязательно.


6525585005080169.html
6525656333970383.html
    PR.RU™