ПОПЫТКА ОБЪЯСНИТЬСЯ

Видит Бог: не для того, чтобы задеть кого-либо из церковных руководителей лично, привожу я эти цитаты. Скажу более - бессмысленно отрицать тот очевидный факт, что во многом именно благодаря благоразумию, осмотрительности и терпению русской иерархии Православная Церковь в России одолела богоборчество, пережила все лютые гонения и ныне возрождается на радость верным, на страх врагам Христовой Истины во всем мире.

Но это вовсе не означает, что за все время «безбожного пленения» руководством Патриархии не были допущены ошибки, и порой очень серьезные, в области внутрицерковной жизни и церковно-государственных отношений. Что мы не должны тщательнейшим образом проанализировать эти ошибки и сделать из них соответствующие выводы. Что нам следует терпеть существование каких бы то ни было белых пятен в новейшей церковной истории, каких бы то ни было «зон умолчания» или «неприкасаемых персон» в современной церковной жизни.

Спору нет - духовная власть церковной иерархии, власть архиерея, епископа, патриарха - установлена в Церкви Самим Богом. Апостол Павел, поучая рукоположенных им пастырей, засвидетельствовал, что Сам «Дух Святый поставил их блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). Поэтому так широки и всеобъемлющи властные полномочия правящего архиерея. Православные каноны, лежащие в основании всей церковной жизни, определяют, что епископу «должно удерживать начальственное положение с духовной крепостию» (91 правило св. Апостолов) и «иметь попечение о всех церковных вещах и распоряжать ими, яко надзирающу Богу (там же, 38 правило).

Для того, чтобы архиерей мог использовать эти огромные полномочия на пользу своей пастве, не опасаясь посягательств и не ввязываясь в губительные конфликты с «внутренней оппозицией», каноны предусмотрительно защищают его от возможных нападок и грозят непокорным тяжкими прещениями. Так, все церковное достояние, согласно 38 и 41 апостольским правилам, должно находиться в ведении и распоряжении епископа, и, более того, никто не должен требовать от него отчета в расходе церковных средств или приношений (2 правило святого Кирилла, архиепископа Александрийского). Тех же, кто отвергает духовную власть своего архипастыря, 8 правило четвертого Вселенского Собора повелевает и вовсе «отлучать от общения церковного».

Однако наличие столь широких полномочий налагает на епископа (архиепископа, митрополита, патриарха - любого архипастыря) великую ответственность за состояние дел в епархии, за душевное, нравственно-религиозное состояние клира и паствы. Давая архиерею большую власть, каноны категорически требуют от него личной нравственной чистоты и твердого исповедания веры.



Так, под страхом извержения из сана ему воспрещается принимать на себя «мирские попечения», т.е. заниматься делами, не имеющими отношения к церковным вопросам (6 апостольское правило). Такое же наказание грозит архиерею, уличенному «в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе» (25 правило), а так же в рукоприкладстве. Отдав все церковные имущества в распоряжение епископа, апостолы одновременно предупредили, что «не позволительно ему присваивать что-либо из оных» (38 правило)...

Далее, 44 апостольское правило категорически запрещает архиерею давать деньги в рост. Кстати, именно под это правило, грозящее извержением из сана, попадает митрополит Кирилл (Гундяев), благословивший вопиющее нарушение апостольского запрета: возглавляемый им ОВЦС стал - ни больше, не меньше - учредителем коммерческого банка «Пересвет»!

И это наглое попрание (другого слова просто не подберешь) всех норм христианской нравственности теперь регулярно тиражируется телевидением: десятки миллионов телезрителей регулярно имеют сомнительное удовольствие наблюдать рекламный ролик этого «православного» банка, в котором благообразный батюшка с золотым наперсным крестом велеречиво восхваляет «благочестие» финансовых спекулянтов, а густой баритон за кадром удовлетворенно сообщает, что коммерческое служение маммоне в банке «Пересвет» получило полное одобрение ОВЦС!

Такую же картину можно наблюдать и в отношении практического применения 45 апостольского правила, гласящего, что даже за одну совместную молитву с еретиками, любой пастырь - будь то бедный приходской батюшка или влиятельный митрополит - подлежит извержению из сана. У нас же до сих пор такие молитвы являются едва ли не рядовым событием, а некоторые священники не гнушаются даже совместным служение и причащением с еретиками (например, католиками), за что и вовсе полагается отлучение от Церкви.

Ей Богу - мне, простому мирянину, даже неловко писать о том, как открыто и, я бы сказал, беззаботно нарушаются сегодня канонические установления, касающиеся сохранения и защиты чистоты вероисповедания. Ведь сколь низко должно было пасть церковное каноническое правосознание, если вопреки прямому запрету святых апостолов (!) архиерейский собор РПЦ в декабре 1994 года, стыдливо указав на «неоднозначное отношение к участию нашей Церкви в экуменическом движении», тем не менее постановил, что вопросы о совместных экуменических молитвах оставляются на произвол личного усмотрения каждого епархиального архиерея! Что, богодухновенные апостолы Иисуса Христа для нас уже не авторитет? Или мы уже не православные?..



А между тем здравомыслящие архиереи и священники не могут не понимать, что если они ждут от своей паствы покорности и послушания в соответствии со святоотеческими установлениями, то паства, в свою очередь, тоже совершенно законно ожидает от них чистоты личной жизни и твердой защиты истин веры. При этом, конечно, проще всего обвинить тех, кто не желает смириться с нынешним противоестественным положением, в «экстремизме» и «нарушении церковного мира». Однако нет никаких сомнений, что среди рядовых пастырей и мирян таких «экстремистов» и «нарушителей» - подавляющее большинство. И грядущий Поместный Собор (когда-то же он должен, наконец, состояться?) - если только церковному руководству удастся избежать соблазна целенаправленного манипулирования его делегатами - это наглядно докажет.


6520347827056086.html
6520413424345066.html
    PR.RU™