Идентификация

Как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоционально отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживании. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которою тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов свя­зана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентифика­ции при неверной оценке интеллектуального уровня другого че­ловека может привести к негативным профессиональным резуль­татам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения, верно, оценить связь реальных и потенциальных воз­можностей обучающихся.

Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг дру­гу: процесс сличения объектов на основании существенных при­знаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической за­щиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как меха­низм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личност­ных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямо­го отождествления или попытки поставить себя на место другого.

Эмпатия- постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувст­вием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо пони­мая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно раз­бираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо разви­той эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.



Субъект способен понимать смысл переживаний другого по­тому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные со­стояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если ин­дивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные пред­ставления о подобных явлениях.

Рефлексия, в отличие от философского употребления термина, в социальной психологии означает осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не про­сто знание или понимание другого, но знание того, как другой понима­ет меня, своеобразный удвоенныйпроцесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по вза­имодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отража­ется внутренний мир первого исследователя».

Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других лю­дей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения.

Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит боль­шое количество реакций людей на него самого. Эти реакции не­однозначны. И все же особенности конкретного человека пред­определяют некоторые особенности реагирования на него окру­жающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в ос­новном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личност­ные проявления являются наиболее привлекательными или оттал­кивающими для людей.

Каузальная атрибуциякак механизм межличностного восприятия занимает особое место, как с точки зрения ее важности, так и с точки зрения разработанности в многочисленных теоретических и экспери­ментальных исследованиях. Каузальная атрибуция означает процесс приписываниядругому человеку причинего поведения в том случае, ког­да информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять при­чины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с же­ланием интерпретировать его поступки. Интерпретация поведения дру­гого человека может основываться на знании причин этого поведения, но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно.


6518813677336527.html
6518861444283804.html
    PR.RU™